Сегодня мы познакомимся с владимирской гладью – старинной техникой вышивки, с одним из традиционных русских ремесел и основой для сотен прекраснейших поделок.
Владимирская гладь пришла к нам из города Владимира, древней столицы Владимиро-Суздальского княжества. Вышивали здесь с глубокой древности.
В старину шили золотом, серебром и шелком строго по традиционным правилам и узорам.
Характерные особенности
Владимирскую гладь легко узнать по обилию красного цвета – основы техники, символу красоты, роскоши, жизни и праздника у славян и древних русичей. Его могут дополнять синие, желтые, белые, зеленые тона, но красный всегда в приоритете.
Фото из открытых источников интернет.
Владимирскую гладь часто называют верховой гладью или «верхошов» за лицевые стежки – нити проходят только по наружной стороне, с изнаночной можно увидеть только мелкие стежочки.
В основе глади – гладьевой и стебельчатый шов. Кроме них используют накладные сетки, шов «козлик», спирали и декоративные узоры из косых и прямых стежков.
Основные рисунки
Главные мотивы в технике, разумеется, растительные. Цветочки-лепесточки, стебли, растительные узоры и абстрактные орнаменты.
Часто на вышивках можно увидеть птичек – это второй по популярности мотив.
Также можно встретить рыбок, разных животных и людей. Но чаще всего на вышивке запечатлены именно птицы, особенно сокол – символ мужества и доблести у славян.
Распространенный мотив – рисунки с петухом – символом огня и солнца, его в древние времена очень почитали.
Часто можно увидеть Жар-птицу, легендарного Феникса и просто птичек-невеличек.
Многообразие птиц в вышивках тесно связана с символикой славян, перешедшей из древних времен. У славян было сразу несколько мифических птиц: Гамаюн, Сирин, Алконост, Стратим-птица, Феникс.
А в сказках неизменно встречаются коршун, орел, грифон, лебедь. Вот это все и пытались запечатлеть на ткани древние мастерицы.
Фото из открытых источников интернет.
Материалы
Владимирской гладью вышивают по равномерке или плотной ткани, лучше хлопчато-бумажной или льняной, где хорошо видны нити переплетения. Канва для техники не подходит, поскольку на ней просматриваются клеточки.
Гладью вышивали исключительно натуральными золотыми и серебряными нитями и шелком, естественно, тоже натуральным. Сегодня выбор материалов куда разнообразнее и доступней. Для вышивки подходят обычные мулине, а золото заменили люрекс и металлизированные нитки.
Мулине лучше брать шелковые или вискозные, с блеском, так вышивка будет красиво переливаться.
Фото из открытых источников интернет.
Шьют нитями в 4 и 6 сложений, то есть вышивка получается достаточно плотной, а расход ниток – солидным, так что верховая гладь по-прежнему актуальна.
Но если вы отшиваете декоративные предметы – подарочные салфетки, платки и т.д, целесообразнее использовать гладь двухстороннюю. Хотя в оригинале, повторюсь, она именно верховая, недаром технику называют «верхошов».
И обязательно пяльцы. Без них никуда. Без пялец начнутся перетяжки. деформации и вся вышивка пойдет волнами, как бы вы не старались. Отшивать узоры следует только на сильно натянутой ткани.
Где применить
Расшить владимирской гладью, в принципе, можно любую вещь и поделку. Оптимально она подходит для салфеток, полотенец, воротников, поясов, сумочек, чехлов, занавесок, прихваток, каких-то декоративных накидок.
Вышивка «Владимирская гладь». Фото из открытых источников интернет.
Информацию о других видах древнерусской вышивки можно посмотреть в рубрике техника вышивки
Все самое лучшее для сайта можно найти на главной странице, которая посвящена теме по обережной вышивке https://oberegslavs.ru/