«Олонецкая строчка по письму» как вышивка по вольному контуру

вышивка

Олонецкая вышивка — это разновидность традиционной русской вышивки. «Олонецкой строчкой по письму» в народе называли особую вышивку, которая наибольшее распространение получила в Олонецкой и Вологодской губерниях.

История возникновения «Олонецкой вышивки»

Считается, что на заре своего существования, олонецкая вышивка вобрала в себя некоторые традиции вышивки, более типичной для финно-угорских народов. Данный вид вышивки была наиболее распространённой в северных регионах страны во второй половине XIX века. Она сочетает русские и финно-угорские традиции. Образцами для разработки декора изделий служили полотенца, подзоры, скатерти Архангельской и Олонецкой губерний. Для этих территорий были характерны самые разнообразные узоры: геометрический, растительный, зооморфный и орнитоморфный. В мотивах этой вышивки можно увидеть фигуры птиц и животных, человека, древо жизни. Традиционно, олонецкую вышивку выполняют белым по белому, либо цветными нитями (красный, синий) по белому, реже белым по цветному фону, чаще однотонному.

Согласно источнику, вышивка возникла в Заонежском районе Карельской АССР недалеко от посёлка Шуньга (д. Хашезеро).

В 1929 году там было создано предприятие, которое специализировалось на изготовлении традиционных изделий из текстиля, украшенных вышивкой.

Особое место в такой вышивке отводится «шву по письму». На нём обязательно выделяется рисунок на сетке, которая выступает фоном для рисунка и выполняется после того, как будет вышит весь рисунок. Контур изображения дважды обводят тамбурным швом, который вышивают близко и навстречу друг другу. Только в этом случае, контур рисунка получится выпуклым.

Особенности олонецкой вышивки в том, что узоры вышиваются по вольному контуру. Строятся на сочетании двух видов вышивки — строчевой и тамбурной с применением разделок. Контуры рисунка вышивают тамбурным швом. Затем продергивают сетку после выполнения основного узора на ткани.

Олонецкое шитьё 

Вышивка «Олонецкре шитье» относится специалистами к группе северной вышивки. Ее можно назвать одной из самых выразительных и самых «русских», хотя в ней слились воедино традиции не только славян, но и финно-угорских народов.

 К распространенным приемам северной вышивки относятся: крест, роспись, вырезы, белая мелкая строчка, сквозное шитье, выполняемое по сетке, белая и цветная гладь.

Чаще всего узоры выполнялись красными нитками по белому фону. Фон использовался мастерицами как элемент узора. Квадратики и полоски внутри крупных фигур (птицы — пава, барса, дерева) вышивались синей, желтой, темно — красной шерстью. Для Русского Севера характерна белая строчка, для Верхнего Поволжья — цветная. В Ярославской области для цветных строчевых вышивок подбирались шелковые нитки нежных тонов или шерстяной гарус. В Олонецкой, Вологодской и западной части Архангельской области вышивали преимущественно тамбуром.

Белая и цветная гладь с растительными мотивами характерны для Владимирской области, золотое шитье — для Тверской, гипюры — для Горьковской и Ивановской областей.

В узорах северной вышивки сюжетные мотивы преобладали над геометрическими. Узоры рисовали на бумаге в клетку и вышивали по счету нитей в ткани. Сложные композиции выполнялись контурно, одним цветом, одним приемом вышивки.

Вышивки Калужской, Тульской, Рязанской, Смоленской, Орловской и других среднерусских областей многоцветны. Орнамент — геометрический или геометризованный. Самый распространенный способ вышивки — цветная перевить. Использовались и другие швы: набор, косичка, козлик, крест, счетная гладь, мережки.

В русских северных вышивках часто встречается образ птицы. Это петухи, павлины, водоплавающие и хищные птицы. Еще один популярный мотив — кони, расположенные по сторонам дерева или несущие на себе всадника. Встречаются изображения змей и лягушек, которым в старину приписывали сверхъестественную таинственную силу. Солнце изображалось в форме круга, ромба, розетки. Женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие.

Контур рисунка обводят тамбурным швом, при чем делают это дважды. Эти два ряда нужно прокладывать навстречу друг другу. Петли не должны быть большими, и оба ряда нужно располагать как можно ближе друг к другу. Только в этом случае, контур рисунка получается выпуклым.

Выполняя рисунок сначала вышивают внутренние части узора, а затем контуры. Если в рисунке присутствуют растительные детали (лепестки, листья) прокалываются и вышиваются декоративные дырочки. Декоративные дырочки прокалывают специальной проколкой диаметром 3-5 мм, затем обшивают гладьевым валиком. Следующим этапом выполняются внутренние сетки, которые тоже можно украшать разделками или мережками.

Техники вышивки

Существует два варианта техники вышивки: «олонецкая строчка по письму» и «вологодская строчка по письму».

В олонецкой строчке по письму контур узора обводят тамбурным швом в 2 ряда, в вологодской строчке в 1 ряд.

Стежки тамбурного шва делаются по двум максимально приближенным друг к другу «параллельным кривым», поэтому половина петли каждой линии тамбурного шва, не имея места на полотне, где ей лежать на просторе, взбирается в высоту, где её теснит так же не поместившаяся на плоскости половина петли параллельной линии. Поэтому такая обводка контура выглядит очень рельефно. Это действительно классический пример такого рода вышивок.
На внутренних контурах фигур имеются в частности отдельные круглые дырочки, весьма для заонежского канона характерные.
Встречаются также некоторые варианты перевива сеток и в областях, ограниченных внутренними контурами.
Лепестки цветов и листьев украшают дырочками, в сердцевинах выдергивают из ткани нити для мелкой сетки. Затем украшают атласниками и стягами.
Строчка по письму в основном вышивалась белыми нитками по белой ткани.

Олонецкое шитье. Двойная обводка контура. Фото из открытых источников интернет.

вышивка

Также есть вышивки, когда тамбурный контур обшивался красными, желтыми и другими нитками.

Олонецкая строчка по письму. Фото из открытых источников интернет.

вышивка

Олонецким швом по письму вышивали столешники, полотенца, платья, костюмы. Пышным цветом эти вышивки расцвели в Заонежье, но учитывая традиции региона потеряли свое самое характерное свойство – многокрасочность. Так появился белый тамбурный рисунок с сеткой и прорезными дырочками – «Олонецкое шитьё».

 

Олонецкая вышивка. Информация из открытых источников интернет.

Информацию о других видах древнерусской вышивки можно посмотреть в рубрике техника вышивки

Все самое лучшее для сайта можно найти на главной странице, которая посвящена теме по обережной вышивке https://oberegslavs.ru/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Обережная вышивка, рукоделие