Мстёрская вышивка как разновидность вышивки гладью

вышивка

Как разновидность глади мстёрская вышивка родилась во Владимирской области Вязниковского уезда в пос. Мстёра. Традиционно вышивали тонкими белыми нитями по белой ткани.

История развития мстёрской вышивки

Мстёрская вы́шивка — русский народный промысел, развивающийся с XVIII века в слободе Мстёре Вязниковского уезда Владимирской губернии. Вид русского народного шитья. 

Эта вышивка — одно из старейших в России предприятий народных промыслов с богатейшими традициями художественной вышивки. История промысла насчитывает несколько столетий.

Положили начало традиции в 18 веке монахини женского монастыря Иоанна Милостивого, украшавшие золотым и серебряным шитьем по бархату и атласу — хоругви, плащаницы, воздухи. В 18 веке была распространена вышивка по бархату и атласу золотом и серебром.
Одна из самых красивых и нарядных вышивок — белая гладь. Это вышивка с изящными мелкими узорами растительного орнамента на тонких хлопчатобумажных тканях, которая исполнена белыми нитками по белому полю. Она славится высоким качеством, не имеет лица и изнанки, одинаково красиво смотрится с обеих сторон. Мстерские мастерицы искусно создают самые сложные орнаменты, воспроизводят архитектурные формы и изображения человеческих фигур. Считается, что этой сложнейшей техникой (включающей до 200 различных разделок) владеют в совершенстве только вышивальщицы Мстеры.
Вышивка цветными нитками по тканям, цветная гладь, или так называемый «владимирский шов». Шов выполняется крупными стежками с преобладанием красного цвета.
Современные мастера промысла успешно продолжают художественные традиции мстерской вышивки, передают свой опыт молодым.

      Техника этой вышивки — двусторонняя гладь, гладь с настилом, подкладная гладь (теневая), краевая гладь, проколы и прорези, тонкие накладные сетки, все виды простых швов, узелки, россыпь и самая сложная техника — стяги, которые выполняют по счету нитей тонкой ткани.

К середине 19 века вышивкой занимались все жительницы села. Появилась своя техника — вышивка белой гладью с миниатюрными растительными узорами по батисту и маркизету, тонким белым хлопчатобумажным тканям.

Виды вышивки

По виду мстёрская вышивка делится:

  • Владимирский верхошов, когда вышивается декоративный односторонний шов. Основным рисунком служит растительный орнамент, но часто встречаются изображения птиц, зверей, фигуры человека. Такая техника уходит в древние времена и соотносится с золотым шитьём. Позже технику вышивания выполняли и цветными нитками, в основном – красными.Владимирский шов  исполняется так называемыми верхошвами – нитки слегка цепляются по линии контура рисунка, проходя лишь по поверхности ткани. Внешне он похож на белую гладь, покрывая поверхность ткани. Владимирский шов выполняется толстыми нитками, крупные стежки как бы лепят форму цветка или листика. Преобладающий яркий красный цвет оживляется небольшими вкраплениями синего, жёлтого, зелёного, которые напоминают перегородчатую эмаль.

вышивка

Владимирский верхошов. Фото из открытых источников интернет.

  • Мстёрская белая гладь. Это вышивка по батисту и маркизету.непохожая на другие техники и одна из самых нарядных вышивок белыми нитками по белому полю хлопчатобумажных тканей. Её отличало то, что она шилась по рисованному контуру с использованием разнообразных растительных элементов, заполняющих поверхность ткани. Искусные мастерицы достигали сложных свето-тоновых переливов белого цвета.  

вышивка

Вышивка по батисту. Фото из открытых источников интернет.

  • Русская гладь. Вид вышивки, выполняется швом «вперёд иголка» по прямой нити ткани. Иглу пропускают на 5-7 мм по лицевой стороне и на 1 мм ткани по изнанке. Весь узор шьётся стежками, идущими в одном направлении, стежок в следующем ряду делают, вкалывая иглу около середины соседнего стежка. Вышивают так, чтобы ткань между стежками не была видна, для этого ряды стежков должны близко прилегать друг к другу.

Киножурнал Наш край №21, 1969 г. Из открытых источников интернет.

Информацию о других видах древнерусской вышивки можно посмотреть в рубрике техника вышивки

Значение мстёрской вышивки в русской культуре

Традиция русского костюма, насчитывает многие века, красота, разнообразие и богатство вышивок, кружева, буйство красок- каждый цветок и линия на русском костюме имели глубокое родовое, религиозное и мистическое значение.
По одежде можно было сказать — из какой губернии родом человек, женат ли он и какой у него социальный статус.
Многие элементы русской национальной одежды используются жителями разных стран мира.
В XXI веке многие современные выдающиеся дизайнеры одежды используют элементы русского национального стиля в своих коллекциях. Например, Джорджио Армани, Ральф Лорен, Chanel, Kenzo, Etro, Вячеслав Зайцев.

На протяжении своего существования русская культура не раз взаимодействовала с культурами соседних народов. Но, это ни сколько не умаляет величия, значимости и богатства духовных ценностей Руси, особенно в одежде. Наоборот, во все времена именно русские люди могли использовать иностранные элементы так, что они становились с течением времени истинно русскими. Поэтом, такие названия, как «шинель», «мундир», «китель», сразу ассоциируются с русскими культурными ценностями и несут в себе всю чистоту русских традиций.

Одежда в русском стиле изготавливается преимущественно из натуральных тканей и материалов: хлопчатобумажных, шелковых, шерстяных, льняных, конопляных тканей, разного вида кожи и натурального меха. Ткани цветов русского стиля: белый, синий, красный, но и другие цвета, а также разноцветные и узорчатые ткани с умеренным использованием вышивки, кружев, бисера, жемчуга, каменьев и иных традиционных отделочных материалов.

Русская традиционная вышивка один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, широко распространенный по всей территории России.
Истоки орнамента русской вышивки уходят в глубокую древность. В нем сохранялись следы того времени, когда люди одухотворяли окружающую природу и, помещая на своей одежде и предметах быта изображение солнца, древа жизни, птиц, женской фигуры как символов жизненной силы, счастья, плодородия, верили, что они принесут в дом довольство и благоденствие.

Русская народная вышивка отличается большим разнообразием как орнаментальных мотивов, так и технических приемов исполнения разнообразием. Древняя русская вышивка представляет собой своеобразную систему мистических знаков. Считалось, что наиболее благотворную силу имеют узоры, вышитые в канун весны. Ромбические фигуры, часто встречающиеся на полотенцах и одеждах, — это символы плодородия, означающие одновременно и землю, и женщину, и растения. Круглые розетки, крестообразные фигуры, свастики — очистительные и охранительные знаки.

Все самое лучшее для сайта можно найти на главной странице, которая посвящена теме по обережной вышивке https://oberegslavs.ru/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Обережная вышивка, рукоделие