Сорока. Конец 19 в. Уральский регион.
Головной убор в женском русском национальном костюме это очень важная и обязательная часть повседневной и праздничной одежды. В каждой губернии и волости была своя «мода» на то, какой головной убор носить, как он должен выглядеть и чем его украшать.
Содержание
Обязательная часть русского костюма
О социальном положении хозяйки многое можно было узнать. Главное — мужняя ли она жена или свободная девица-барышня. И примерный достаток угадывался — по богатству отделки головного убора и материала из которого он был сделан.
Славянки не ходили с непокрытой головой. И волосы убирали в косы с любовью и тщательно. Ладная причёска и ладный головной убор — это очень сильный оберег для женщины, а поскольку женщина по своей сути берегиня семьи и рода, то и для семьи.
Старинный традиционный народный головной убор замужних женщин — сорока. Сорока была самым богатым из женских головных уборов.
Данный тип головного убора русских женщин характеризуется яркими красками, огромными наушниками и вышивкой солярных знаков.
Состав сороки
Традиционная «сорока» состояла из трех элементов:
- так называемая кичка — мягкая холщовая шапочка По форме кичка могла быть плоской или иметь выступы по бокам, имитирующие рога.
- Очелье — лобная часть головного убора была украшена вышивкой, цветными стразами, нашитой тесьмой из бисера, по краям очелья пришивалась бахрома.
- Завершал композицию своего рода чехол (непосредственно «сорока»), который надевали поверх кички и позатылень (позатыльник). Он закрывал затылок. Чехол шили из мягкого бархата, кумача, шелка с ситцевой или холщовой подкладкой. Позатылень представлял собой прямоугольную полосу ткани, расшитую золотыми нитями и закрепленную с помощью картона.
Форма сороки во многом определялась кичкой, имевшей зачастую разные местные названия и форму — лопатообразную, копытообразную или рогатую. Рогатые кички имели древнее происхождение и связаны с культами животных. Рога выполняли роль оберега для молодой матери и ее ребенка. Своим грозным видом они должны были отпугивать злых духов и защищать от дурного глаза.
Сорока была как праздничным, так и будничным головным убором замужних женщин всех возрастных групп. Будничные сороки шились обычно из дешёвого материала с минимальным количеством украшений и надевались без позатыльника, а иногда и без налобника.
Праздничные сороки, особенно сороки молодых женщин, были очень нарядными. Очелье сорок, позатыльник, иногда и верхняя часть украшались вышивкой. Украшения выполнялись серебряными, золотными, шёлковыми нитками, гарусом, были унизаны блёстками, бусами, бисером. Кроме того, они обшивались лентами, позументом, цветной тесьмой с нашитыми на неё блёстками. Дополнительным украшением к сороке были пушки — шарики из гусиного пуха, махры — помпоны, кисти из разноцветного гаруса. Также украшениями были косицы — кисточки из пёрышек селезня, конского волоса или шерстяных нитей.
Украшение сороки
Сороку носили замужние женщины. Этот головной убор кроили и шили из куска ткани (часто красного сатина, атласа штофа), у которого переднюю часть (очелье) украшали вышивкой золотой нитью или делали из галуна. Часто встречаются сороки, у которых очелье и крылья скреплены вместе и образуют род шапочки. Подобные сороки делали из цветного плиса и украшали галуном, а по сторонам – помпонами из цветных шерстяных нитей. На основе этих элементов создавался сложный головной убор, в состав которого входило до 12 предметов общим весом до 5 кг.
С первого взгляда можно было определить, издалека ли прибыла гостья, например, на ярмарку. Ведь в каждой губернии и волости была своя “мода” на то, какой головной убор носить, как он должен выглядеть и чем его украшать. И о социальном положении хозяйки многое можно было узнать. И примерный достаток угадывался — по богатству отделки головного убора и материала из которого он был сделан.
Сорока. Калужская губерния.
Когда надевали сороку
Первый раз сороку полагалось надевать или в день венчания или на следующий день после брачной ночи. Обряд надевания её на молодую женщину происходил очень торжественно.
Пожилые женщины заплетали молодушке две косы, укладывали их вокруг головы венком или складывали на темени, затем неторопливо надевали все части головного убора. Его надевание сопровождалось пением песен, в которых рассказывалось о том, что девушка распрощалась » со своей волей волюшкой, девичьей красой», стала замужней женщиной.
На протяжении своей жизни женщина несколько раз меняла свою сороку. Одну она носила будучи молодухой, т.е. в первый год семейной жизни. После рождения первого ребёнка она надевала несколько иной головной убор. Затем головной убор менялся после рождения четвёртого-пятого ребёнка.
Старуха, то есть женщина уже не способная к рождению детей, надевала сороку, указывающую на её возраст. Сороки женщин разных возрастных групп отличались количеством украшений, цветом, иногда формой, манерой ношения платка.
Сорока зачастую самая дорогая часть всего гардероба. Богатую сороку-золотоломку молодухам позволяли носить по праздникам, первые два-три года после замужества.
Православное духовенство боролось с проявлениями язычества, в том числе и с рогатыми головными уборами. Документальные источники рассказывают, что многие священники не разрешали в них приходить в церковь. Возможно, по этой причине рога стали укладывать на голове горизонтально, направляя кончики назад и лишь слегка обозначая их присутствие под сорокой. Однако в южных губерниях (Рязанской, Тамбовской и Пензенской) крестьянки продолжали носить сороки с выпущенными рогами даже на рубеже XIX и ХХ веков.
Значение
Сорока — один из самых древних русских головных уборов в народной традиции. В Древней Руси и в эпоху средневековья сорока была распространена по всей территории расселения русского народа и была известна как в городах, так и в селах.
Территория её распространения была достаточно широка. Она была известна местами в северных и центральных губерниях Европейской России, в Забайкалье, Тобольской губернии и в южнорусских губерниях.
Собственно сорока — это кумачовый платок сложной формы, похожий в разложенном виде на птицу (отсюда, видимо, и название), с богато украшенным очельем. На основу очелья использовались самые дорогие и узорчатые ткани (миткаль, шелк или бархат малиновый, красный, голубой, белый). Украшалось очелье жемчугом и/или золотным шитьем.
Древний традиционный женский головной убор — это не только красота и женственность. Он также носит и глубокий сакральный смысл и значительно усиливает женскую энергетику. В нем ощущаешь себя тепло, комфортно и безопасно.
Сорока. Тульская губерния (художник С. Соломко)
О другом разнообразии предметов старины, на которых вышивали сакральные орнаменты, можно ознакомиться в рубрике предметы вышивки
Все самое лучшее для сайта можно найти на главной странице, которая посвящена теме по обережной вышивке https://oberegslavs.ru/