Женский головной убор — повойник

вышивка

Символы головного убора. Фото из открытых источников

Женский повойник считался священным предметом, приносящий плодородие, счастье, удачу. Столь важный элемент одежды украшался на Русском Севере с особой тщательностью. Разумеется, речь идет о праздничных головных уборах, отличавшихся богатством декора и зачастую огромной стоимостью.

Женский оберег

Повойник один из самых древних головных уборов на Руси. Был известен еще в XIII—XVII веках под термином «подубрусник» . Если заглянуть в словари, то мы найдём такое определение:

Пово́йник (повой, оповойник, повоец от «повивать», шамшура, сдериха, подубрусник;) — старинный головной убор замужних женщин, представлявший собой полотняную шапочку, иногда с твёрдым очельем, украшенным галуном, полностью закрывавший волосы.

Повойник — нижний головной убор. Он являлся составной частью более сложных уборов, таких как сорока, кичка рогатая, кокошник. Его основное назначение — беречь власы от спутывания, а верхний убор — от загрязнения. В старину в одном повойнике ходить по дому, а тем более по улице не полагалось.

Повойник бережно хранили и передавали из поколения в поколение. Не каждая крестьянка могла позволить себе роскошь иметь повойник. Стоимость повойника равнялась стоимости двух дойных коров или лошади.

Славяне, наши предки, задолго до введения христианства имели очень сложный культ бога дождей, гроз, плодородия. Особо почитались и творцы вселенной — Бог Род, Две богини Рожаницы. Они охраняли семейный очаг, защищали женщин, дарили им потомство и помогали в родах. Б. А. Рыбаков считает, что культ Рожаниц действительно существовал долгое время на севере Руси. Изображения Рожаниц можно встретить на концах полотенец, на подзорах свадебных простыней и на северорусских женских головных уборах.
На головках, т. е. на верхних, затылочных частях северодвинских и тарногских повойников, выполненных из штофа или бархата, изображаются вышитые золотными или серебряными нитями странные существа. Они, как правило, изображались вишневого, малинового или алого цвета, Каждое из них представлено в характерной распластанной «лягушачьей» позе, типичной позе рожающей женщины. Под основной, центральной фигурой, на руках которой, очень похожих на звериные лапы, сидят птицы или змеи, помещено второе изображение.

Характерность позы изображений — верхняя и нижняя фигуры соединены тонкой полоской, очень похожей на пуповину. Это изображения двух богинь Рожаниц, причем следующим составляющим звеном вышивки является сама женщина, носящая данный повойник. Она обязана продолжить далее бесконечную во времени цепочку рождений.

Вышивка

Очень часто на головках северодвинских повойников вышивалось золотое дерево с птицами-утицами на ветвях. Причем по очертаниям это дерево опять же повторяет фигуры двух Рожаниц. Это фигуры матери и рожденной ею дочери, с руками и ногами — золотыми цветущими ветвями. Птицы-утицы, сидящие на ветках-руках, символизировали души умерших, готовых в образах новорожденных детей вернуться на землю в мир людей. Это древнее представление о верховных рождающих богинях пришло из глубин ведической древности.
Так, у потомков уроженцев Восточной Европы, пришедших в III-II тыс. до н. э. в горы Афганистана, сохранились представления о том, что Вселенная — золотое дерево и рожающая женщина одновременно. А ветки этого дерева — родственные народы. Такая идея золотого или серебряного древа — мира предков и одновременно воплощения богини жизни и рождений очень четко зафиксирована на северо-русских женских головных уборах.
Изображения Рожаницы можно встретить на олонецких, череповецких и каргопольских повойниках, где они выполнялись из жемчуга, бисера, сеченого перламутра или стекляруса и помещались надо лбом женщины. Это несколько утрированные в своей распластанности фигуры с поднятыми вверх руками и широко разведенными ногами. Интересно, что головной убор с такой орнаментикой женщина носила только в течение репродуктивного периода своей жизни, т. е. в то время, когда она могла быть матерью, рожать, а зачастую даже только в первые годы семейной жизни, до рождения ребенка, а затем меняла на менее украшенный. Старея, женщины переходили на другие, старушечьи повойники.

Повойник, использовавшийся в будни, изготавливался из недорогих тканей, а праздничный шился из шелка, атласа, парчи, бархата, кашемира. Он украшался по очелью и иногда в верхней части золотной вышивкой, бисером, стеклярусом, позументом, ленточками с блёстками.

Форма повойника

На головках старушечьих северодвинских повойников изображались мужчины и быки одновременно. Вероятно, это вызвано тем, что Род связан с тьмой, мрачным грозовым небом, миром мертвых и луной. Луна соотносится не только с плодородием, но и с миром мертвых, с обиталищем предков.
Пока женщина была молода и способна продолжать род, она находилась под покровительством богинь — Рожаниц. Они охраняли ее голову, а значит и ее самоё. На закате своих дней женщина возлагала на голову старушечью «нашлепку». Женщине покровительствовал бог предков Рода. Верили, что она вернется на землю, чтобы вновь возродиться в своей внучке или правнучке. Этим можно объяснить и то, что форма головок старушечьих «нашлепок» резко отличается от той же детали головного убора молодых женщин. У «молодух» головки северодвинских повойников слегка вытянуты и заовалены, напоминая очертаниями коровье копыто. У старух головки повойников совершенно круглые и в комплексе с серебряной вышивкой похожи на бледно-серебристый «улыбающийся» лик луны.

Виды и способы повязывания повойников:

  • В северных и центральных губерниях в ходу были головные уборы с круглым или овальным верхом и нешироким, пришитым к нему околышем, собранным на шнурок и затягивавшимся на затылке.
  • У крестьян южных губерний было принято изготавливать из одного куска ткани, собранной на темени мелкими складками, затягивавшейся на затылке на тесемку.
  • Похожие на детский чепчик: с полуовальной задней частью и широким околышем. Они завязывались под подбородком, а не на затылке. .

В некоторых северных губерниях поверх повойника надевалась косынка, которая закрывала всю голову. Её два конца перекрещивались под третьим на затылке, поднимались вверх и завязывались или закалывались на темени таким образом, что вышитые золотом концы раскладывались направо и налево от центра. Это был праздничный вариант. В будние же дни платок, сложенный по диагонали, завязывали узлом на затылке, подбирая под него третий конец.

вышивка

Повойник с околышем коклюшечного кружева. Фото из открытых источников

О другом разнообразии предметов старины, на которых вышивали сакральные орнаменты, можно ознакомиться в рубрике предметы вышивки

Все самое лучшее для сайта можно найти на главной странице, которая посвящена теме по обережной вышивке https://oberegslavs.ru/

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Обережная вышивка, рукоделие