Содержание
Постельное убранство на Руси
Изучая быт славян, можно заметить, что к каждой домашней вещи было особое отношение. В них вкладывалось потаенное значение с помощью рисунков или узоров, которые притягивали добро.
Люди, которые еще помнят постели своих бабушек или прабабушек, знают их особый вид. Они были высокими и в основном железными, с быльцами с двух сторон. Кровати всегда были красиво застелены, с высокой стопой подушек. Нашим предкам приходилось выполнять намного больше действий, чтобы утром привести ее в надлежащий вид.
Вместо матраса были перины – большие и громоздкие, которые нужно было утром взбить, потому что за ночь пух в них сжимался. К тому же это была своего рода профилактика от слеживания пуха. Под перину стелился подзорник – подобие простыни с вышитой каймой по длинному краю. На перину укладывалась простынь и пуховые одеяла. Их нужно было разровнять, чтобы не было складок. Потом уже стелили покрывало, которое свисало до рисунка на подзорнике. И уже на него укладывались пирамидкой подушки, если их было несколько. С одной подушкой расправлялись быстрее – ее просто подбивали с одного угла и ставили треугольником.
Все принадлежности были перьевыми, потому что для крестьян это был самый доступный материал. Только у самых бедных матрасы были из соломы.
Подушки «одевали» в наволочки с вышивкой, поэтому они еще служили элементом украшения. Края с вышивкой выставлялись наперед, а всю стопу подушек накрывали прозрачной накидкой. Убранство получалось как у невесты. С другой стороны, все эти действия защищали кровать от пыли.
Народные узоры — подзоры
Семейное ложе у предков было, с одной стороны, намного скромнее, чем современные кровати. Но с другой – надежно защищенным от «дурного взгляда», как говорили на Руси.
Наверное, хотелось бы прыгнуть с разбегу на пышность бабушкиных кроватей, представляя, насколько это мягко. Но об этом в те времена даже не помышляли. На постель нельзя было садиться ни своим, ни тем более чужим людям. Это было сакральное место родителей, и с ним было связано много суеверий. Считалось, что можно легко навести порчу на супругов через кровать, поэтому их защищали убранством с вышивкой – своеобразным оберегом от злых сил.
Узоры вышивались на простынях. К краю простыни пришивалась вышитая или кружевная полоска – подзор (подзорник).
Подзором сразу решали несколько проблем: закрывали пространство под кроватью и самое главное – защищали свое семейное ложе от недобрых взглядов.
Кружевная полоска пришивалась к краю простыни и должна была свисать с перины, закрывая пространство под кроватью. Стелили такие простыни в торжественных случаях, для новобрачных, ими также покрывали свадебные телеги и сани.
Подзор стелился под перину или матрас как нарядный элемент, который не предназначался для частой смены в отличие от простыни. Его края свешивались до самого пола, закрывая пространство под кроватью. В былые времена они были высокими, и туда могло спокойно влезть что угодно: чемоданы, сундуки, коробки и другое, которое не было в ежедневном обиходе, и что нужно было скрыть.
Вышивка на подзоре как элемент вплетенных мотивов и защиты для семейного счастья
Подзор, подушки пирамидкой и накидки — украшение кровати. Фото из открытых источников
В качестве оберегов для семейного ложа использовали подзоры с вышивкой. Ее же применяли в одежде и убранстве дома, украшая скатерти и рушники в особенности. Каждый узор что-то означал, но в основном они ассоциировались со славянскими богами, которые и должны были противостоять злу и обеспечивать сохранность здоровья и отношений.
Опочивальня у славян являлась местом, в которое никто не мог войти, а на кровать можно было положить только ребенка до 3-х лет. Не давали посягать на семейный лад, потому что считалось, что Лада и Согласия берегут это место. В нем происходят таинства и строятся доверительные отношения, которые можно легко разрушить чужой аурой. В старину люди ее называли худой покутой-кармой, которая остается после чужих, а взамен они забирают хорошую и сильную у супругов. Вот тогда сил Лады и Согласия становилось меньше. Это могло произойти даже без злого умысла гостей. Достаточно было действия их энергии.
Особенности вышивки
Подзоры делались в технике вышивки по сетке — весьма трудоемкий, но эффектный метод рукоделия. На них изображались сцены из жизни, садовые павильоны, экзотические сюжеты, сцены из русских сказок, чудо-звери — единороги, сирины.
Часто в вышивке используются ромбы, составляющие цепочку или накладываемые один на другой. Они означают жизнь и плодородие. Элементы в виде разных крестов с загнутыми краями, растительная вышивка, дерево, треугольники, спирали и многое другое имели свое значение.
Считается у славян, что узор «Всеславец» помогает уберечь молодую семью от ссор, потому что в нем заложено прославление Лады и Славуни, прародительницы славянских племен. Богини помогают обрести гармонию, уберегают дом от разногласий, а род от междоусобиц. Узор «Дуния» использовался как сильный оберег рода от разрушительных сил, а «Белобог» — для света и добра, а также защищающий от нечисти.
Часто в вышивке использовался узор «Алатырь». Он имеет сходство с цветком и может исполняться в разных вариациях, но, несмотря на его изящность, это очень сильный обережный элемент. Он дарует мудрость, любовь в семье, дает уверенность, связь с родными и богами, благополучие, а также избавляет и ограждает от зла, болезней, неудач, неприятных или несчастных случаев. Такой оберег можно вышивать на любой одежде и носить как амулет.
Элемент тканевого убранства украшался обережной вышивкой для сохранения гармонии между мужем и женой. Из открытых источников интернет.
Значение
В культуре славян вышивка имела большое значение. С помощью разных узоров они ставили защиту от зла для дома и семьи, привлекали благополучие и добро.
Изучая быт славян, можно заметить, что к каждой домашней вещи было особое отношение. В них вкладывалось потаенное значение с помощью рисунков или узоров, которые притягивали добро.
Постели всегда были красиво застелены. Спали на перинах, которые нужно было утром взбить, потому что за ночь пух в них сжимался. К тому же это была своего рода профилактика от слеживания пуха. Под перину стелился подзорник – подобие простыни с вышитой каймой по длинному краю. На перину укладывалась простынь и пуховые одеяла. Их нужно было разровнять, чтобы не было складок. Потом уже стелили покрывало, которое свисало до рисунка на подзорнике. И уже на него укладывались пирамидкой подушки.
Подзор. Фото из открытых источников интернет.
Зачем нужны подзоры. Из открытых источников.
О другом разнообразии предметов старины, на которых вышивали сакральные орнаменты, можно ознакомиться в рубрике предметы вышивки
- Все самое лучшее для сайта можно найти на главной странице, которая посвящена теме по обережной вышивке https://oberegslavs.ru/