Виды традиционных полотенец в русской культуре

Полотенце

В традиционной культуре русского народа полотенце играло важную роль. Оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости, отмечая главные моменты его жизни. Украшенная вещь становилась участницей общения людей.

Рушник в обрядовой культуре славян

В старину не найти было ни одного дома на Руси без самобытных полотенец (рушников), в украшениях которых использовались традиции глубокой древности. Рушник – главный оберег человека от рождения до смерти. Рушники использовались не только в прямом назначении как полотенце (тогда их называли утиральником и украшали его скромной вышивкой), ими украшали хату. «Отдельно вешали особое полотенце – главный оберег избы да семьи. Одним концом оно к Богу устремлялось, а два других – в матушку сырую землю. Потолок с полом связывало, а небо – с землею. При закладке дома в основание его клали полотенце-оберег, вышитый кругами и крестами. (Круг и крест – солнечные символы)». Рушники использовали в свадебных, родильно-крестильных и погребально-поминальных обрядах. Самое достойное место они занимали на свадьбе. У белорусов есть выражение «встать на рушник», оно означает выйти замуж.

Вышивка на полотенцах

Полотенца вышивались с определенными условиями в зависимости от:

  • социального положения: купечество; мещане; крестьяне; духовенство (белое – священники, диаконы и псаломщики).
  • вероисповедания.
  • семейного положения: девица несовершеннолетняя (до 18 лет); девица совершеннолетняя (от 18 лет до 25 лет); старая дева (25 лет и более); вдова.

Головной убор

Полотенчатый головной убор в 19 в. довольно широко бытовал в Тульской, Калужской и Брянской губерниях. Девушки этих регионов в праздники и при посещении храмов носили головные полотенца с закатанными или вышитыми концами. Полотенце из льняного холста, сложенное в 4 ряда вдоль, клали на лоб. Затем его переплетали на затылке и выставляли вперед концами, украшенными в красных тонах геометрическим орнаментом.

Главный цвет

Главным цветом в вышивке в основном был красный цвет, который олицетворял цвет солнца, мужского начала, огня, жизни, красоты и земли. Земля, получая энергию от солнца, способна дать жизнь всему живому.

Красный цвет у многих народов в древности символизировал животворящие силы природы. Ему приписывалось магическое свойство способствовать жизненным силам человека.

Свадебный рушник

Самое достойное место на свадьбе занимал рушник. Рушник —  расшитое декоративное полотенце из домотканого холст. Он входил в приданое невесты (девочки начинали вышивать еще в детстве, так как по обычаю рушников в приданом должно было быть не менее 100 штук). Молодая дарила рушники сватам, родным жениха, их повязывали через плечо важнейшим участникам свадьбы. Рушники стелили как подножник, на который становились в храме молодые во время венчания. У славян существовало множество разновидностей рушников.

Полотенце

        Народный узор 

Часто вышивалась на полотенцах праматерь — земля, вздымающая руки к солнцу, прося у него щедрот людям. С тех пор дошла до нас и земледельческая поговорка о зависимости урожая от погоды: «Не земля хлеб родит, а небо». Женщины начинали вышивать узоры с птицами и праматерью — землею с приходом весны, с наступлением долгих светлых дней. И вышивала мастерица свои узоры под благотворными лучами солнца. Слово «узор» звучит примерно так же, как зарница, зарево, заря. И поэтому на серебристо-белом полотне рдеет как зарево вышитый орнамент.

У русских вышитые полотенца также вешают на окна не только во время свадьбы, но и вообще по праздникам. Вышитые полотенца служили оберегами — в окна легче могут войти злые духи.

Полотенце служит оберегом не только в свадебной обрядности, но и в родильной и похоронно-поминальной.Так, при рождении ребенка полотенцем оборачивают колыбель для того, чтобы злой дух не проник к неу.

Полотенце

На похоронах полотенца раздают всем сопровождающим покойника: их дают, чтобы предохранить сопровождающих от несчастий при общении с покойником. Во всех этих случаях магическую силу полотенца усиливает вышивка, которая бесспорно играет большую роль и имеет охранительное значение.

Кроме всего прочего, полотенце играет и информативную роль. Так, на похоронах его вешали на углу дома, в красном углу, на кресте, на крышке гроба и др. Полотенце являлось опознавательным знаком для живых, информируя «чужих» о том, к какому семейному коллективу принадлежал умерший. Также оно служило опознавательным знаком и для предков. Вывешивание полотенец на косяк можно расценивать как «приглашение» предкам принять участие в тех или иных действиях, касающихся семьи, оказать покровительство потомкам.

Кружевное полотенце

Часто можно встретить чисто белое полотенце, расшитое кружевом. Такое полотенце всегда выглядит очень нарядно и торжественно. Лучшего украшения, чем белое нарядное полотенце и придумать невозможно: в нем есть и символическая чистота, и представление о достатке.

Вышивка на полотенце

Русские мастерицы — наши прабабушки — свободно владели сложными техниками ручного ткачества и вышивки. Сегодня приходится собирать это умение буквально по крупицам, по крошечным старинным лоскуткам. Это же не просто кусочки ткани – это многовековой опыт наших предков, это сохраненная в образах вера или даже их мировоззрение. Русские женщины на очень простом ткацком станке создавали ткани, подчиненные всем законам геометрии.

В этой статье опишу 4 фрагмента узора, каждый со своим значением:
1. «Зачин». Начало вышивки. Его можно вышить узенькой полоской.
2. «Земля». Рисунок вышивается по сравнению с зачином большего объема (ведь от земли идет богатство), используется растительный орнамент.
3. «Дом». Должен быть красивый и высокий, показывать достаток, мастерство рукодельницы.
4. «Венец». Вышивается богато. Это то, к чему стремишься в жизни.
Причем фрагменты узора вышивки между собой отделяются либо полосками «зачина», либо вместо полоски «зачина» можно использовать кружево или мережки.
Рисунок заполнял ткань рушника на две его трети. Низ рушника украшался кружевом, связанным крючком или в технике филейного вязания.
Вышивка на рушнике (фрагменты, обозначенные в схеме) должна быть «родней», то есть одного типа. Можно говорить о том, что узоры вышитых рушников — это зашифрованная повесть о жизни народа, о природе.

О другом разнообразии предметов старины, на которых вышивали сакральные орнаменты, можно ознакомиться в рубрике предметы вышивки

Роль полотенца в жизни славян

Рушник играл в жизни славян сакральную роль, сопровождал человека от рождения до смерти, был важным элементом в быту и сохранился до наших дней. В русских селах ими по-прежнему украшают красный угол, да и во многих городских домах он является почетным гостем. В некоторых обрядах неузнаваемо трансформировалась роль рушника. В селе Хреновое бытовала традиция: на второй день свадьбы молодая развешивала в избе свои рушники поверх рушников свекрови, чтобы все могли полюбоваться ее мастерством. Сегодня же эта традиция трансформировалась в новый обычай: молодая меняет «занавесы» (шторы) на окнах, демонстрируя достаток своей семьи.
Мода капризна. В наши дни, характеризующиеся возрождением интереса к духовной и материальной культуре прошлого, вышивка обретает свою вторую жизнь. Все больше и больше мастериц увлеченно работают над сохранением почти навсегда утраченного.

  • Все самое лучшее для сайта можно найти на главной странице, которая посвящена теме по обережной вышивке https://oberegslavs.ru/
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Обережная вышивка, рукоделие