Половик в традиционном жилище славян

Половик

Что такое половик

Половик – (ватолка, дерожка, дерюга, полаз, постилка), тканое полотно, застилающее поверхность пола в проходах избы.

Половик еще называют дорожкой, а дорога в народной культуре – это символ жизненного пути.

Половик— коврик, используемый для вытирания обуви от дорожной пыли и грязи при входе в чистое помещение. Простой половик представляет собой кусок увлажнённой мешковины определённого размера, уложенный перед порогом квартиры или иного помещения. Половики изготавливались на ткацком стане или плелись крючком, в первом случае они были длинны и узки, во втором — обычно круглой формы. Материалом для половиков служили грубые, толстые нитки, веревки, полосы из ткани, иногда — растения типа рогозы, а также мочало. На Севере в качестве половика иногда использовали старую рыболовную сеть. Появление половиков в традиционном жилище связано со стремлением к поддержанию чистоты в избе, однако художественное выполнение их говорит не только о практическом, но и эстетическом назначении.

В «Современном толковом словаре русского языка» Т.Ф. Ефремовой понятие «половик» имеет ряд синонимов: половичок, дорожка, ковёр, коврик, мат. Половик — узкий половой коврик ручной работы (половик-кружок, половик-дорожка). Различие: половики в современной интерпретации – фабричные изделия, имеющие нестандартную ширину и длину (ковёр, ковровая дорожка, коврик, циновка, рогожа, плетево).

 История половика 

Плетение зародилось на заре человечества, свыше 25 000 лет назад. Изготовление ковриков, половиков, дорожек появилось одновременно с появлением ручного ткачества и вязания. Практически в каждом уголке мира имеются свои традиционные техники изготовления половиков, которые трансформировались во всемирно известные ручные методы плетения, секреты которых передаются из поколения в поколение.

У славянских народов ковровые изделия и половики относятся к «низовым» техникам, которые не предполагают высокий уровень мастерства как ткачество более тонких тканей, плетение кружев, кружевное вязание. В русских избах половиками было принято покрывать лавки, сундуки, спальные места на печах. Со временем хозяйки их стали использовать для утепления пола и как предмет декора, в качестве прикроватных или входных ковриков. Такое использование изначально имело только практическую составляющую, так как избы часто к утру остывали, и хождение по холодному полу после сна часто приводило к респираторным заболеваниям. Только со временем половики становятся предметом традиционного славянского декора.

Тканые дорожки, круглые коврики традиционно выполнялись из вещей, которые отслужили свой век, это своеобразная техника переработки, и придание нового качества старым вещам. Домотканые дорожки стали популярны в XIX веке. В качестве материала также применяли отчёсы льна, коноплю, лыко, солому, то есть материалы, которые не могли использоваться для ткачества. Половики из грубых материалов использовались при входе в избы, из более мягких тканей применялись как покрывала.

Тканые половики имели прямоугольную форму, а коврики круглую. Ткали половики вручную на ткацких станах, а коврики вязали крючком. Применялись коврики и половики по всему жилищу в самых всевозможных местах.

Половик

                                   Ткацкий станок в избе

Половик как оберег

 Вход в жилище имеет определенный эклектический смысл. Входные коврики являются визитной карточкой любого дома, они передают эмоции хозяев, радостно приветствуют всех вошедших, защищают дом от «дурной» энергии и сглаза. Половики были не только элементом внутреннего убранства жилища, но и служили своего рода оберегом:

Во-первых, половики-дорожки стелились в русских избах всегда только вдоль половиц как символ пути, дороги. Этот символ заключен и в обычае расстилания ковровых дорожек на пути высокопоставленных государственных особ в знак особого почтения к ним.

Во-вторых, половой коврик, который стлался у порога, выступал как символ разделения сущности миров дома и улицы. Человек обладает двумя основными состояниями: дом – улица. При входе в дом происходит сдвиг, психологическая ломка, влияние каковой зависит от того, свой ли это дом. Переступающий порог делает конвульсивное движение ногами, как бы вытирая их, интуитивно ожидая под ногами коврик, – это внешнее проявление изменения внутреннего состояния. Вход и выход из жилища уже в древности имел сакральный характер, освещенный ритуальными действиями и словами. В повседневной жизни с порогом связывалось множество запретов:

  • не разрешалось садиться или наступать на порог;
  • здороваться или разговаривать через него;
  • передавать друг другу что-либо через порог, особенно детей;
  • по украинским приметам, нельзя есть на пороге, иначе люди будут сплетничать;
  • нельзя переливать через порог воду после стирки или помои, иначе нападет куриная слепота;
  • запрещалось мести хату от порога, иначе заметешь в хату «злыдней» и ее станут обходить стороной сваты;
  • нельзя выметать мусор через порог, особенно беременной, иначе у нее будут трудные роды, а у ребенка — частые рвоты;
  • если рубить что-нибудь на пороге или бить по нему, то тем самым пустишь в дом ведьму и жаб, а также отдашь себя во власть лихорадок, которые живут у порога.        Порог как границу дома защищали с помощью оберегов. Половой коврик садились ткать с хвалебными песнями домовому:

Домовик-домовик,
Я плету половик –
Нити с севера на юг.
Не блуждай во тьме, мой друг.

В-третьих, считалось, что под половик дома, где живёте, нужно положить железный нож или в крайнем случае кусок железа от ведьмы.

В-четвёртых, в праздник домовых, на Кудесы (10 февраля), хозяйка оставляла домовому праздничный гостинец. В поминальные дни его приглашали в гости и ради него постилали чистый половик от порога к столу.

 Традиционные приёмы изготовления половиков

  1. Половики-кружки. Как правило, в традиционной культуре круглые половики – «круги», «кружки» вязались крючком или сшивались из лоскутков.

Также использовалась более сложная техника плетения косичкой. Немного позже для упрощения использовались сплетенные косички, которые сшивались между собой.

  1. Половики-дорожки.Самым распространенным материалом для создания половиков-дорожек, как и для половиков-кружков, были ткани. Изначально ткань резалась на длинные куски шириной 0,5-2 см, а после прокручивалась на веретене. Дальше их ткали обычным способом, используя в качестве основы нити из прочного материала — конопляные, льняные, хлопчатобумажные. Обычно метод ткачества половиков предполагал двухнитовую технику, но встречались также коврики тканые на трех- и четырех нитях. Для ткачества половиков использовались специальные берды с более крупными зубьями, они применялись для сбивания нитей в единое полотно.

Ткацкий станок в старинной России был почти в каждом доме, поэтому девочки учились ткать с детства. Приспособлением для домашнего ткачества служила простая деревянная рама, которую укладывали на небольшие подпорки. На раму параллельно одной из её сторон натягивались нити — основа будущей ткани. Ткач или ткачиха протаскивали или пробирали вручную сквозь нити основы поперечную скрепляющую нить — уток. Уток подбирался под первую нить основы поверх второй, под третью — поверх четвертой, и так Дорожки чаще ткали на двух нитях, но бытовали и трех-, и четырехнитевые варианты. В основу брали толстые прочные нити — хлопчатобумажные, льняные, конопляные. Для тканья половиков существовали специальные берда с крупными зубьями – «восьмерики», «девятерики». Нити основы в них распределялись с небольшой плотностью, так называемая «однозубица».

    Половики

Украшение половиков

Декоративный эффект достигался за счет разного цвета нитей, больше всего встречаются «иррегулярные» дорожки без какого-либо ритмического рисунка. В смене цвета нити не существовало никакой системы. В качестве украшения половиков использовались различные техники, например, применялись «бантики» и «бабочки», которые делались из контрастных вставок с поднятым ворсом. Для сложных узоров использовались известные текстильные техники: оборачивания, закладного ткачества, ручных переборов. В качестве декора или границы рапорта делались «косички» — белая и красная или черная нити скручивались вместе и использовались для прокладывания полосы узора.

О другом разнообразии предметов старины, на которых вышивали сакральные орнаменты, можно ознакомиться в рубрике предметы вышивки

Все самое лучшее для сайта можно найти на главной странице, которая посвящена теме по обережной вышивке https://oberegslavs.ru/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Обережная вышивка, рукоделие