ШУШПА́Н — истор. старинная русская верхняя женская, в некоторых местностях и мужская одежда в виде свободного кафтана, шерстяная теплая верхняя одежда в виде пиджака, широкой длинной рубашки, сарафана.
Содержание
Что такое шушпан
Шушпан — в Симбирской и Пермской губерниях, согласно словарю Даля, мордовский балахон (у них руця), мужской и женский холщовый кафтан, с красной оторочкой, обшивкой, иногда вышитый гарусом. В Воронежской, Тамбовской и Рязанской губерниях — женская короткая одёжа, с перехватом, обычно суконная; зовут её и кофта, шугай и шушун. В Вологодской и Вятской губерниях — крашенинный сарафан особого покроя: с рукавами, без боров назади. На рязанщине — верхняя одежда женщин, холщовая сорочка, пониже колен, в шитках и оторочках; косонитого холста полукафтанье, с обшивкой ворота, коротких рукавов и пол синим и бурым плетежком; верхняя рубаха из белого понитка, с алыми протками.
Здесь вы прочитаете информацию о другой верхней одежде
Из чего шили шушпан
Шушпан (шушун, сушан) изготавливали из пряжи. На изготовление пряжи для шушпана шла второсортная шерсть. Первоклассная шла для юбок. Шерсть пряли, ткали холст и затем шили шушпан.
Одежду делали из белого, изредка коричневого тонкого домотканого сукна или полусукна, а также из белого холста.
Шушпан представлял собой относительно широкую одежду туникообразного покроя с широкими прямыми рукавами, доходившими до локтя или запястья.
Шушпан может быть как распашным, в таком случае одеваясь через голову, так и глухим, в этом случае одеваясь поверх рубахи и понёвы, не подпоясывая.
В качестве женской верхней одежды шушпан шился туникообразным распашным (располочным) или глухим (круглым). Его изготавливали из трёх-четырёх полотнищ белой домотканины — шерстяной или портяной.
Женский шушпан
Шушпан по конструкции видоизменённый навершник – изготовлялся он без ластовиц или с ластовицами из кумача или ситца (белого, цветного). Рукава («крылья») у шушпана делались до линии локтя, прямые или зауженные книзу, с клиньями, которые присоединялись к среднему полотнищу.
Как носили шушпаны
Носили шушпаны, вдевая в рукава, а также как накидную одежду, перекинув рукава наперёд. В непогоду шушпан набрасывали на голову. Иногда носили два шушпана: один, вдевая в рукава, а другим закрывали голову и лицо. Во время работы в поле шушпан снимали и в него завертывали ребёнка. Шушпан, как правило, завершал комплекс с понёвой, и носили его не подпоясывая.
В XIX века девушки в сёлах Рязанской и Тульской губерний носили шушпаны поверх рубахи и передника. В ряде случаев девичьи шушпаны назывались серяками. Серяк (чупрун) — широкая туникообразная одежда из домотканого сукна (белого или серого) характерен для Тульской губернии. Горловина, край пол, низ рукавов и подол окаймлялись шерстяным плетёным галуном. При ношении серяк (чупрун) подпоясывали кушаком с «махреными» концами, которые располагались и спадали спереди.
В Михайловском уезде на Рязанщине шушпан называли юпочкой. Юпочка (юпа) напоминала шушпан, но была значительно короче. Праздничная юпа часто изготовлялась без рукавов, с проймами, отделанными бархатом, кумачом, лентами, позументом. Низ такой одежды (почти на половину длины) отделывали кумачом, а поверх него — лентами (иногда выложенными зубчиками), позументом, бархатом, вышивкой, тесьмой. По краю подола располагали красную шерстяную бахрому с белым бисером или кружево из белых нитей с красными зубцами. На полах с каждой стороны нашивались полосы кумача (примерно 10 см шириной), поверх кумача — позумент. Повседневную юпу изготовляли с рукавами и декорировали по низу узкой тесьмой.
Крестьяне Спасского уезда Казанской губернии носили шушпан как распашную рубаху, либо как тунику из холста. Иногда она украшалась тесьмой или тканью красного цвета.
Для потомков мордвы-терюхан шушпан был основой их национального костюма, который надевали по праздникам и в связи со значимыми событиями: на свадьбы, крестины, похороны, поминки или когда шли в церковь.
Также шушпан был распространён в Рязанской, Тамбовской, Тульской, Пензенской, Калужской, Смоленской губерниях, некоторых уездах Воронежья, а местами на Псковщине и в Витебщине.
В южнорусских губерниях, где преобладал комплекс одежды с понёвой, девушки брачного возраста надевали поверх рубах или нагрудник (шушун, шушпан, костолан и т. п.), или сарафан.
Декор и вышивка шушпана
Декором повседневных шушпанов была красная обшивка (кант) горловины, краев пол и низа тесьмой, коленкором, мутовизом, сатином, ситцем. В праздничных шушпанах низ рукавов и подол декорировали полосами затканки и забранки. Исследователи отмечают, что чем древнее затканка и забранка, тем темнее их цвет: наиболее ранний — чёрный, затем коричневый, красно-лиловый, тёмно-красный и, наконец, ярко-красный; тёмно-желтый постепенно переходил в светло-жёлтый, зелёный — в ярко-зелёный. Эту эволюцию цвета исследователи связывают с материалом (шерсть или хлопок) и красителями (домашними — ольха, морена или тернь, сандал). В декоре шушпана использовались вышивка, гарус и тесьма.
Будничные шушпаны обшивались по вороту, полам и краю подола яркими ситцевыми нитями или шерстяной тесьмой.
Праздничные шушпаны отличались богатством декора. Край ворота, полы и подол обшивались тесьмой красного или зелёного цвета, сделанной из гаруса. На подол же нашивались широкие полосы узорного тканья, полосы кумача, чёрная шерстяная тесьма, позумент, разноцветные шёлковые ленты и т. д.
Траурные шушпаны обычно обшивались чёрной тесьмой, так же декорировались старушечьи шушпаны.
История шушпана
История развития шушпана предполагает, что глухие шушпаны были распространены ещё в Древней Руси. Распашные шушпаны, как предполагают учёные, появились у русских в XIV–XV веках, когда проходил процесс замены глухой одежды на распашную.
В Поволжье моду на шушпан в конце XVIII — начале XIX веков принесли крестьяне-переселенцы из Рязанщины, Тамбовщины и других местностей. В Оренбуржье шушпан был известен как шерстяная «тёплая верхняя одежда». Крестьяне села Максимовка шили его для себя и на продажу, за что население и было прозвано «шушпанами».
В XIX веке шушпаны надевали девушки в сёлах Рязанской и Тульской губерний поверх рубахи и передника.
В Нижегородской области шушпаны, например, надевали в праздники — на Троицу и Вознесение, в Ильин день и Семик.
Шушпан вышел из употребления в начале-середине XX века: так, в 1920-х годах его носили лишь старухи, однако в некоторых деревнях он использовался в качестве траурной одежды.
Все самое интересное о старинной русской одежде, вышивке на одежде, предметах вышивки повествуется здесь: https://oberegslavs.ru/