Шуба как теплая верхняя одежда

одежда

Теплой верхней одеждой наших предков – мужчин и женщин были известные нам шубы (сам термин джубба восточного происхождения).

Шубы для всех сословий

Шубы разнились весьма значительно по покрою и материалу. По сути дела, они имели одну непременную общую черту – все были меховыми.

Бедные горожане, как и крестьяне, носили по-прежнему шубы преимущественно из овчины – шкур овец, гораздо реже – из козьего меха – фактически те же кожухи. У зажиточных же горожан и феодалов шубы делались из тщательно подобранных, иногда драгоценных, мехов, крылись красивой материей, украшались вышивкой, кружевом и т. п. Шубы, как и кафтаны бывали разных фасонов в зависимости от моды. В частности, уже в XV в. известна «русская шуба», а позже – «шуба турская».

Богатые люди имели помногу шуб. Так, в конце XV в. у волоцкой княгини Юлиании было 11 шуб, в том числе 4 мужские: «шуба русская на соболях бархат червчат с золотом, шуба русская на соболях камка бурская с золотом тяжелая, кожух на беличьих черевих камка бурская с золотом тяжелая, шуба на куницах камка бурская с золотом и серебром». Спустя более чем полстолетия в гардеробе князя Оболенского были «шуба на соболях бархатная, шуба на соболях камка 11 пуговиц серебряных резных грановитых, шуба пупки собольи наголо (т. е. не покрытая), шуба кунья наголо… две шубы горностайны». Еще на столетие позже, в 1668 г., в г. Шуе В. И. Бастанов давал в приданое за дочерью 5 шуб: «шуба атлас золотный с круживом… на горностаях, шуба куфтерная желтая камчатая на соболях, круживо кованое серебряное, пуговицы серебряны позолочены; шуба атласная цветная на куницах, круживо цепковое золотое, пуговицы серебряны золочены; шуба куфтерная алая камчатная на горностаях, круживо кованое золотое, пуговицы серебряные золочены; шуба тафта цветная на хребтах на бельих, круживо кованое серебряное, пуговицы серебряны позолочены». Это перечисление богатых шуб стало в XVII в. мишенью демократической сатиры: в «Росписи о приданом» упоминаются: «шуба соболья, а другая – сомовья» (т. е. «на рыбьем меху», как любили острить позднее).

Покрой шубы

Шуба попроще, на овчине или на заячьем меху, крылась крашепиной и называлась кошуля. Кошулю носили мужчины и женщины.
Шуба делалась обычно распашной, широкие рукава суживались к кисти. Бывали и откидные рукава (у турской шубы они сочетались с обычными). Длина шубы менялась в зависимости от фасона – немного ниже колен и почти до пят. Воротник был меховой, различных фасонов (например, у русской шубы – отложной). Это была в общем свободная одежда, но шуба турская кроилась как халат, а русская – больше в талию. Украшения те же, что и у другого верхнего платья: петлицы, пуговицы, кованое кружево, меховая опушка.
Шуба была, пожалуй, самым нарядным одеянием русских феодалов и зажиточных горожан. У богатых людей были специальные шубы разного назначения (например, столовая, санная, или ездовая, и пр.).

Бедный же человек довольствовался одной, совсем не роскошной шубой. Такую простую шубу носил, например, московский митрополит Филипп в период своей ссылки (1566 – 1568 гг.). Она сохранилась как реликвия в патриаршей ризнице. Шуба длинная, прямая, с небольшими, расширяющимися внизу клиньями. Рукава, сверху очень широкие, к кисти суживаются; пуговицы (их всего 30) пришиты на правой поле, петли – на левой (следовательно, в XVI в. застежка была уже не только на левую сторону, но и «мужская» – на правую).

Домотканое черно-коричневое грубое сукно покрывало обыкновенную коричневую овчину. Маленький отложной воротник был того же меха. В частности, великий князь Василий Иванович, отец Ивана Грозного, изображен на портрете в шубе того же покроя.
В последний из рассматриваемых нами периодов (XVIII – XIX вв.) верхнее уличное платье изменилось, пожалуй, больше всего, поскольку петровские новшества в области одежды касались в первую очередь тех частей костюма, которые надевались на улицу, ко двору, в гости и т. п.

Зимний женский праздничный костюм обычно включал в себя добротную меховую одежду. Наибольшее распространение в крестьянской среде получили шубы, сшитые из овчины.

Значение шубы

Овчинная шуба занимала важное место в обрядности восточных славян. Это было связано с древними представлениями о продуцирующей роли меха, дающего плодородие, богатство, счастье. Наличие в доме шубы являлось признаком состоятельности семьи, она значилась весомой частью девичьего приданого.
Меховая шуба являлась обязательным атрибутом русской свадьбы. В некоторых местах России молодых благословляли иконой, стоя на шубе, усаживали на шубу, расстеленную мехом вверх, приговаривая: «Шуба тепла и мохната — жить вам тепло и богато». В зимнее время, а в отдельных местах и летом молодые могли венчаться в расшитых шубах, подвязанных яркими широкими поясами и полотенцами19. Иногда родители жениха, встречая молодоженов из церкви, надевали шубы, вывернутые мехом наружу. В некоторых губерниях существовал своеобразный обычай смотрин молодоженов, так называемые столбы. На Масленицу молодые, одетые в лучшие зимние наряды, становились парами друг против друга и целовались по первому требованию окружающих. Женская шуба из коллекции Сергиево-Посадского музея сшита из овчины, мехом внутрь.

Такая шуба, не покрытая сверху тканью, называлась нагольной. Она распашная, двубортная, с отрезной талией, с густыми сборками на спине по линии талии — борами, с расширяющимися книзу полами, без воротника. Верхняя часть спинки выкроена из трех деталей: собственно спинки и боковых вставок треугольной формы. Примечательно, что плечевой шов располагается не по линии плеча, а в верхней части спины. Длинные рукава слегка заужены к запястью. Шуба имеет большой запах, традиционно запахивается справа налево, вверху застегивается на три круглые кожаные пуговицы и воздушные петли. На края правой полы шубы и рукавов нашиты полоски кожи, украшенные выстроченным на швейной машинке одноцветным узором в виде волнистой линии со спиралевидными завитками и отмеченные с обеих сторон фестончатыми нашивками темно-коричневого цвета и короткой жесткой меховой щеточкой.

Овчинная шуба с борами являлась типичной крестьянской одеждой, бытующей до недавнего времени во многих русских деревнях.

одежда

Женская праздничная шуба. XIX — начало XX в. Русский Север

Информацию о другой одежде, на которую наносилась сакральная вышивка, можно ознакомиться в рубрике обережная одежда 

  • Все самое лучшее для сайта можно найти на главной странице, которая посвящена теме по обережной вышивке https://oberegslavs.ru/
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Обережная вышивка, рукоделие