Традиционным элементом женской одежды на Руси являлась понёва.
Это старинная русская поясная одежда замужней женщины
Содержание
Понёва
Понёва — это юбка из шерсти, состоящая из 3 и более тканевых кусков. Характеризуется богатой расцветкой, украшенным подолом. Юбка закреплялась на талии посредством шерстяного шнурка (гашника) и оборачивалась вокруг бедер. Понёва носилась женщинами, достигшими замужнего возраста. Нередко она выступала в качестве элемента свадебного наряда.
Понёва — это домотканая шерстяная юбка старая национальная одежда белорусских и южнорусских крестьянок». (Толковый словарь Ожегова).
Что означает слово «понёва»?
Правильное название этого элемента – «понёва». В некоторых источниках встречаются и другие версии произношения: «панева», «понява» и т.д. В различных губерниях буква «ё» могла произноситься по-разному, отсюда и такое разнообразие названий.
Изначально исследователи считали, что слово «понёва» имеет следующие значения:
- «пелена»;
- «завес»;
- «тканевый кусок».
Согласно одной из версий считалось, что такое название имел не сам элемент одежды для женщины, а материал, то есть шерстяная ткань, украшенная клетчатым рисунком.
Большинство историков и этнографов сходятся во мнении, что это слово все же обозначает набедренную одежду.
Отличие понёвы от другой одежды
Понёва – одежда, которая похожа на юбку, но имеет свои уникальные отличительные черты. Она изготавливалась из лоскутов ткани, которая изготавливалась на ткацком станке. Его ширина превышала 35 сантиметров, поэтому не удивительно, что для одной юбки требовалось сразу нескольких полотен.
Главным элементом народного костюма выступала рубаха. Ее носили, и молодые девушки, и женщины в возрасте. Поверх рубахи надевались другие элементы. На юге Руси таким предметом одежды и была понёва. Существовал даже обряд – когда женщина выходила замуж, то надевала шерстяную юбку. В дополнение к ней шла особая нагрудная, а также плечевая одежда, головной убор. Этот комплект назывался понёвный.
«…наряд составляют: белая рубашка, клетчатая тёмно-синяя шерстяная понёва, с синею прошвою напереди, с обшивкою из красного кумача и позумента вокруг подола и с 2 продольными полосками сзади…» (Н.И. Второв).
Лоскуты ткани могли сшиваться не полностью. Некоторые юбки имели разрез сбоку или спереди. Длина юбки поневы соответствовала рубахе и могла достигать щиколоток, икр. Зависело это от традиций в конкретном регионе. Юбку поднимали до груди или опускали ниже линии талии. В процессе работы подол подворачивали и засовывали за пояс. Этот прием использовали и на праздничных мероприятиях. Таким образом, женщина могла продемонстрировать, как красиво была вышита ее рубаха.
Делали юбку понёву обычно дома, хотя можно было заказать ее у других мастериц, купить на рынке. Выкройка для юбки не требовалась, так как для изготовления нужны были только обычные прямоугольные полотна. Единственная хитрость заключалась во вставке гашника.
Ткань для понёвы помимо шерсти была также из крапивы, конопли. Допускалось использовать холщовую подкладку. Пояски делали из льняных, либо крученых шерстяных ниток. Обычно они имели вид шнура, но некоторые мастерицы изготавливали гашники с тонкой тесьмой, украшая их кистями.
Юбка понёва в разных губерниях
Юбка понёва в 20 столетии позволяла определить принадлежность к конкретной деревни, уезду или губернии. Знающему человеку хватало одного взгляда, чтобы узнать, приехала женщина из Москвы или Тульской губернии.
В каждом регионе был свой подход к оформлению юбок:
- В Тульской и Рязанской губерниях основу вышивали красными нитками, по которым пропускались линии из черных и белых ниток.
- В северных районах Рязанской Губернии предпочитали понёвы черного, либо темно-синего цвета с клетками, оформленными цветными и белыми нитями.
- В Калужской губернии женщины носили юбки с ткаными узорами.
Указанные данные подтверждаются многочисленными археологическими находками и этнографическими экспедициями.
Шерстяная юбка понёва отражала достаток семьи, позволяла определить возраст и количество детей. На это указывал цвет вышивки, количество и сложность узоров, наличие дополнительных украшений.
Варианты кроя женской понёвы
Отличалась женская понёва не только по расцветке, но и крою. Выделяют следующие варианты юбок:
- распашные – были открыты сбоку, либо же спереди;
- глухие, с прошвой.
Оба варианта встречались в южной части России. Распашные понёвы подразделялись на растополку и разнополку. Первый вариант шерстяной женской понёвы имел три полотна – одно находилось спереди, а остальные – сзади. Растополка предполагает сразу два открытых бока.
Разнополка также представлена 3 полотнами, но уже разной длины. Самое короткое находилось справа. Трети остальных отворачивали, после чего закидывали за пояс. Такой способ ношения назывался подтыком.
В Курской, Пензенской, Тамбовской и некоторых других губерниях понёва носилась с открытым полотнищем спереди, при этом углы затыкали за пояс.
Полностью глухие поневы были больше всего похожи на традиционные юбки. Они включали четвертое тканевое полотнище. Оно называлось прошвой. Делали его из отличающихся видов ткани. Прошва имела меньшую длину и была похожа на передничек. Прошва украшалась разными видами вышивки. Узоры и цвет зависели от возраста женщины. Самые нарядные были у еще незамужних девушек, молодых жен. Если в семье был траур, то надевалась юбка с белой прошвой и аналогичного цвета вышивкой. В зависимости от региона, значение цвета могло отличаться.
Понёва с прошвой появилась вначале 20 века. Ее одевали крестьянки, которые направлялись в город. Носить подотканную юбку в городе было зазорно.
Варианты украшения понёвы
Женская понёва подразделялась на праздничную и будничную. Будничная была максимально простой, практически не украшалась. Исключение составляла тесьма, которой пришивали по подолу. Праздничные юбки были ярче и разнообразней. Количество и тип украшений говорил о богатстве семьи, а также таланте мастерицы. На юбку пришивали разноцветные пуговицы, нашивки, делали вышивки. Украшали русскую понёву и бубенчиками, блестками. Самые «богатые» юбки были у замужних женщин. Понёва могла быть абсолютно разной, но обязательно включала полосы красного, черного и белого цветов. Это основные цвета, особо почитаемые среди славян.
Варианты украшения понёвы
В некоторых регионах Рязанской губернии делали гофрированные юбки понёвы. Для этого готовую вещь складывали по клеточкам и прочно перевязывали веревкой. Затем ее укладывали под хлеб, который только достали из печи. В итоге получались естественные складки, которые не расходились со временем.
Русская понёва – смена моды
Изначально понёву носили женщины из разных сословий, но в 20 столетии пришла новая мода. Из городской одежды эта юбка стала атрибутом крестьянского быта. Если дворовая девушка попадала в немилость, то она должна была носить понёву.
Несмотря на новые тенденции в моде, русская понёва заняла свое место в истории, как один из самых красивых компонентов традиционного народного костюма. Это была очень практичная и удобная вещь. Сегодня элементы народных костюмов снова набирают популярность. Понёва – это одна из тех вещей, которую можно легко сделать на современный лад и использовать в повседневной жизни.
Выкройка понёва. Из открытых источников.
Информацию о другой одежде, на которую наносилась сакральная вышивка, можно ознакомиться в рубрике обережная одежда
- Все самое лучшее для сайта можно найти на главной странице, которая посвящена теме по обережной вышивке https://oberegslavs.ru/