До чего любопытно узнать, что носили наши предки в допетровскую эпоху вместо наших пальто, курток и пуховиков.
Содержание
Армяк (первоначально «ормяк»)
Особенности кроя: запашная зимняя одежда похожая на халат из тяжелой шерсти с ярким кушаком.
Первые появившиеся на Руси «ормяки» были татарскими, сшитыми из верблюжьей шерсти — армячины. Но так как этот материал у славян считался дефицитным, вскоре его заменили темной овечьей шерстью, используемой ранее для изготовления артиллерийских мешков.
По милой русской традиции — натягивать на себя две-три верхние одежды — армяк надевали поверх кафтана или тулупа. Соответственно, застегнуть его не получалось, приходилось стягивать ремнем или поясом. В 15-16 веке армяк носили, в основном, крестьяне.
В качестве аксессуаров к армяку выступала шапка-«гречник», широкий кушак и лапти-берестянки
Крестьянский армяк
Епанча (она же «япанча», «япончица»)
Такой же теплой и практичной одеждой как армяк, считалась и епанча.
Особенности кроя: представляла собой круглый плащ без рукавов, но с капюшоном.
Одна из старейших славянских одежд. Пришла к нам от арабов и впервые упоминается в письменных источниках в 1185 году в «Слово о полку Игореве»: «Вымостили топкие болота епанчами красными врагов»…
Епанча была настолько популярна на Руси, что даже попала на герб Рязани
Долгое время главным предназначением «япончицы» была защита от дождя и пыли, поэтому ее изготавливали из плотного войлока и пропитывали олифой. К XVI веку статус епанчи существенно повышается, теперь она — накидка для торжественных случаев. В честь этого, завязки под подбородком сменяются затейливой фибулой, а войлок уступает место красному сукну. При Суворове епанча поступает на военную службу, становясь походной одеждой солдат и офицеров.
Епанча на государевой службе
Кафтан
Еще одной массово носимой одеждой на Руси был кафтан.
Особенности кроя: длинные рукава (которые в зависимости от времени года служили и перчатками, и муфтой), чуть присборенная талия, спинка короче переда (чтобы были видны узоры на задниках молодецких сапог)
У москвичей 17-го века добротный кафтан считался такой же необходимой одеждой для мужчины как сейчас черное классическое пальто
До XVII века кафтан на Руси был краеугольным камнем любого гардероба. И на каждый случай жизни имелся свой фасон: облегающий «становой» — на службу, «чуга» с укороченным рукавом — в дорогу, «кожух» на меху — зимой носить, «польский», с широкими манжетами — на выход и т.д.
Становой и польский кафтаны
Надевался кафтан на рубаху и зипун и шился как из дорогих, так и из самых дешевых тканей, вроде синей и серой крашенины. К нарядным кафтанам пришивали сделанные из кораллов пуговицы-кляпыши (их количество доходило до 30 штук!), а так же расшитые драгоценными камнями воротники, ожерелья и «запястья». Повседневные же варианты «украшались» одним лишь кушаком.
Самым популярным цветом русского кафтана был изумрудный, маковый и васильковый.
Кафтан на Руси носился дольше всей остальной длиннополой верхней одежды. В деревнях и на прислуге его можно было видеть вплоть до конца XIX века. Например, в 1840-х годах в Москве лучшими считались балы Воронцовых-Дашковых. Гостей особо восхищало начало приема, когда приезжающих встречал «лакейский коридор» — по одну сторону дорожки, ведущей в комнату хозяев, стояли слуги в белоснежных кафтанах, по другую — в багрово-красных.
Однорядка
Поверх кафтана нередко накидывалась еще и однорядка.
Особенности кроя: простой долгополый кафтан из цветного сукна на пуговицах (спускались ниже пояса) и без воротника.
Мужская и женская однорядка
Однорядки были всесословной одеждой
Посадские парни, например, часто носили их нараспашку. Идет такой франт: полы разлетаются, пуговицы поблескивают, солнце на шелковых вставках играет! А барышни потом на скамейках вздыхают да поговорки сочиняют: «Как хорош мой миленький в однорядке синенькой».
Однарядками украшали себя и женщины
Василиса Мелентьевна в однорядке
Охабень
Охабень (с древнерусского «охабити» — обнять, охватить)
Боярские же сыны предпочитали разгуливать в охабнях.
Особенности кроя: длинные рукава (залихватски закидывались за плечи и завязывались узлом на спине), «козырная» деталь — четырехугольный воротник и боковые прорехи для рук.
Слева — демисезонный охабень, справа — зимний, подбитый мехом.
Охабень был известен Руси середины XIV века и шился из самых дорогих на ту пору тканей — парчи, объяри, камки и бархата. Не удивительно, что носили его в основном представители высших сословий, например, бояре. «Когда древнерусский боярин в широком охабне и высокой горлатной шапке выезжал со двора верхом, всякий встречный человек меньшего чину по костюму видел, что это действительно боярин, и кланялся ему до земли или в землю», — пишет историк Владимир Ключевский. Сшитый на заказ атласный охабень носила и Марфа Ивановна — мать Михаила Федоровича, первого русского царя из династии Романовых, и его дочь — малолетняя царевна Ирина Михайловна. На пошив охабня шли самые красивые ткани.
Знатным особам тоже шили «парадно-выходные» охабни. Правда, материалом тут служило сукно да мухояр (бумажная ткань с востока). Такую одежку передавали по наследству и ласково называли охобнишко или охабенек.
Ферязь
Ну а самым церемониальным верхним платьем на Руси были ферязи.
Особенности кроя: очень широкий подол (до трех метров) и свисающие до колен рукава (исключение — становая ферязь, там длина рукава была чуть короче).
Чем больше было на ферязи петлиц-«разговоров», тем более дорогой считалась одежда
«Работать спустя рукава» и «работать засучив рукава» — говорят, эти выражения появилось в русской речи как раз благодаря ферязи.
Дело в том, что ее рукава были настолько длинными, что пока не закатаешь их, ничего толком сделать не получается. Кстати, если не было сильных холодов, в рукав ферязи просовывалась лишь одна рука, вторая же свободно болталась вдоль тела.
Каждому боярину, стряпчему или дворянину полагалось иметь как минимум три ферязи: золотую, бархатную и шелковую с узорами. Первую в обязательном порядке надевали на Рождество, Троицу и Светлое Христово Воскресение (Пасху), вторую на Сретенье Господне и Рождество Пресвятой Богородицы, а третью на празднования дня Сергия Чудотворца, Иоанна Златоустого и других святителей.
Обережная вышивка
На одежду наших предков обязательно наносились узоры в определенные в места. Нанесенные орнаменты выполняли функции защиты, несение удачи, богатства и здоровья. Рукоделие на Руси было в великом почете, а девочек с измальства учили мастерству вышивки.
Вышитую заботливыми руками вещицу традиционно брали с собой в путь дальний, чтобы вложенные в оберег добро, забота да любовь согрели, защитили от зла лютого да напоминали о крае родном, доме отчем. Орнамент выбирали не случайно, посему в вышивке славянской существовали свои каноны и правила.
Вышивка на охабне
Информацию о другой одежде, на которую наносилась сакральная вышивка, можно ознакомиться в рубрике обережная одежда
- Все самое лучшее для сайта можно найти на главной странице, которая посвящена теме по обережной вышивке https://oberegslavs.ru/