Русский костюм был многослойным: одна деталь одежды надевалась на другую. Особенно много таких деталей было в женском костюме. При этом практически вся одежда была свободной, а фиксировалась, затягиваясь поясами. Пуговицы также были в ходу, но их делали из драгоценных металлов.
Душегрея
Душегрея (или шугай, кацавейка, телогрейка, телогрея) — это верхняя женская одежда наподобие кофты. Одевалась поверх сарафана. Особую популярность получила на Руси в XVII веке. Ее носили девушки и замужние женщины из боярских и купеческих семей. В XVIII-XIX веках она использовалась чаще всего в городской среде, у купцов, богатых мещан. Известным центром, в котором в XIX в. изготавливались душегреи, было село Городец Нижегородской губернии.
Покрой и материал
Душегрея с узкими длинными рукавами и отложным воротников приталивалась с помощью сборок, имела застёжку спереди на крючки. Душегрея (шугай) шилась из дорогой ткани: штофа, парчи, шелка, ткани с набивным рисунком. Сажалась на подкладку, иногда подбивалась заячьим мехом. По борту, краям рукавов, воротника отделывалась позументом, тесьмой, мехом (беличьим), бахромой. Известны варианты душегрей на бретелях, без рукавов и воротника. «Душегрею иногда называли епанечкой.
Покрой душегреи в разных областях России имел общие специфические черты: полочки были прямые, спинка заложена трубчатыми защипами, сверху она имела фигурный вырез мысом, к которому крепились лямки. Надевали ее обычно поверх сарафана и рубахи.
В середине XIX — начале XX века крестьянки Центральной части России носили летние душегрейки на вате с прямыми, слегка расклешенными полами; спинкой, сходящейся к поясу углом и складками, заложенными у пояса. Воротник у этих душегреек бо́льшей частью был круглым, а рукава выкраивались иногда с одной из деталей спинки. Воротник и полы праздничных душегреек отделывались бахромой, украшались вышивкой золотыми нитями и бисером.
Особенности
Душегрею в том или ином виде носили почти все сословия, изготавливалась она тоже из разных тканей.
Для дворян и купцов она выполнялась из дорогих тканей — парчи, шелка — и дополнялась яркими вышивками из золотых нитей, бисера, речного жемчуга и даже драгоценных камней. Чтобы подчеркнуть статус, некоторые заказывали пошив душегрей с использованием дорогого соболиного меха. Крестьяне и мещане могли себе позволить беличий или заячий мех для зимнего варианта, а также тесьмой или бахромой — для летнего.
В разных регионах страны были заметны различия в типе ткани и способах украшения. Например, на юге Самарской губернии можно было увидеть телогрейки, которые шились без рукавов, с широкими мышками, а также густыми сборами сзади и с полами на пуговицах спереди. Популярны были модели из шерстяной самодельной ткани синего цвета со сборами сзади.
А, например, в Нижегородской области главной особенностью душегреи было узорчатое золотное шитье. Заготовки для него подготавливали мастерицы из Городецкого и Арзамасского уездов — губернских центров золотошвейного промысла. В качестве материала под золотное шитье применяли бордовый или вишневый бархат. В орнаменте вышивки преобладали в основном растительные мотивы. Правила носки и виды
Душегрея с узкими длинными рукавами и отложным воротником обычно приталивалась с помощью сборок и имела удобную застежку на передней части — на крючках. Душегрея (шугай) чаще всего изготавливалась из дорогой ткани: штофа, парчи, шёлка, ткани с набивным рисунком; сажалась на подкладку. Известны варианты душегрей на бретелях, без рукавов и воротника.
Как уже говорилось выше, душегрею иногда называли епанечкой. Правда, епанечка была с воротником, но во всём остальном повторяла душегрею. Епанечка имела особенную популярность в Нижегородской губернии из красного или темно-синего с зеленым отливом бархата, который был расшит золотыми и серебряными нитями.
Епанечка
В середине XIX — начале XX века крестьянки Центральной части России носили летние душегрейки на вате с прямыми, но немного расклешенными полами; спинкой, которая сходилась к поясу углом, а также складками, заложенными у пояса. Воротник у этих душегреек в основном был круглым, а рукава выкраивались иногда с одной из деталей спинки. Воротник и полы праздничных душегреек оформлялись бахромой, украшались вышивкой золотыми нитями и бисером.
Типы душегреек
В XVIII-XIX вв. было известно три типа душегреек.
- Душегрейка распашная, однобортная, длиной чуть выше талии, без ваты. Её крой — это крой косоклинного распашного сарафана. Она шилась обычно из трех прямых полотнищ ткани (два на полы и один на спинку) и нескольких клиньев по бокам, которые пришивались ёлочкой. В разложенном виде такая душегрейка имела форму круга.
- Душегрейка, выполненная из неширокой полосы ткани с прокладкой из ваты или кудели, распашная, однобортная, которая застегивается сверху на один крючок. На спине такой душегрейки вертикально закреплялись плотные валики, заложенные вместе с ватой.
- Третий тип душегреек: распашная однобортная одежда на широких лямках, длиной до талии или середины бедра, с прямыми полами и отрезной в области лопаток или талии спинкой. Сзади размещались сборки-фанты. Застегивалась до талии на серебряные или оловянные пуговицы и навесные шелковые петли.
Душегрейка была традиционной составной частью комплекса одежды с сарафаном и была популярна на той же территории, что и сарафан, — в северных, центральных губерниях европейской России, а также в некоторых районах Южной России, на Нижней и Средней Волге, в Сибири. Такая одежда была известна ещё в XVI-XVII вв. Её носили девушки и замужние женщины обычно из боярских и купеческих семей. В XVIII-XIX вв. она бытовала в основном в городской среде, у купцов, богатых мещан. В крестьянском костюме ее можно было увидеть не слишком часто — она обычно имелась лишь в богатых семьях, которые жили в пригородных, торговых или ремесленных селах.
Украшение душегреек
И конечно же, душегрею украшали вышивкой. Вышивка в древности служила оберегом. Чтобы нечисть не повредила хозяину одежды, расшивали края ворота, рукавов и подола. Также вышивку размещали на стыках ткани.
Вышивка — искусство, прошедшее сквозь века. Вышивкой украшены одежды людей, живших тысячи лет назад, и в наши дни такой декор не потерял своей актуальности. Техники вышивки во всех частях света похожи, но у каждого народа они приобретали собственный, неповторимый колорит.
Схематичный рисунок душегрейки
Информацию о другой одежде, на которую наносилась сакральная вышивка, можно ознакомиться в рубрике обережная одежда
- Все самое лучшее для сайта можно найти на главной странице, которая посвящена теме по обережной вышивке https://oberegslavs.ru/